Погружаемся в «Контрольные отпечатки»📸
«Двойная экспозиция» Виля Равилова – одна из фотосерий победителей проекта «Контрольные отпечатки*: фестиваль современной театральной документальной фотографии для молодых», созданный во время оффлайн-практики в театре «Старый дом» с 19 по 26 октября 2022 года. Конкурс «Контрольные отпечатки» проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив с целью создания пространства коммуникации молодых фотографов, театральных деятелей, зрителей, работающих или интересующихся жанром документальной съемки для развития современной театральной фотографии как необходимого компонента функционирования актуального театра и нового формата взаимодействия со зрителем и сообществами.
Виль Равилов – известный молодой фотохудожник, получивший профессиональное образование на фотофакультете имени Ю. А. Гальперина (2016) и в Школе современной фотографии «Докдокдок» (2017). За свой творческий путь Виль стал финалистом фотоконкурса «Молодые фотографы России» (2020), Makers of Siberia Photo Prize (2021), «Фотосоюз. Единство», номинация «Стоп кадр» (2021), «Best of streetphotorussia», II место, (2021) и в других профессиональных конкурсах. Фокус интересов автора – социальные проблемы современного российского общества, жизнь человека в рос-сийской провинции, жизнь в закрытых сообществах.
В представленном фотопроекте Виль Равилов обращается к исследованию изменчивости эмоциональных состояний героев спектакля «Анна Каренина» и в качестве сильного фотоприёма использует двойную экспозицию. Это вид многократной экспозиции (мультиэкспозиции) — специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Приём используется как один из методов хронофотографии, многократная экспозиция позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время. Во время съёмки материала для представленной серии автор определяет для себя круг родственных состояний, которые испытывает в качестве зрителя, среди них: перевоплощение, двойственность, лицедейство, притворство, игра. Так, технический прием становится универсальным медиумом, отражающим состояние героев на сцене.
В спектакле «Анна Каренина» режиссера Андрея Прикотенко, психологический импульс актерской игры заключен в формат социальных сетей. Современность Карениных и их ближнего круга определена твитами, шэрами, лайками и репостами. Герои выходят в стримы, у них есть хейтеры и фоловеры. Однако взгляд Виля Равилова держит нас в концепции классического театра. Изменчивость чистых состояний – точка перехода от спокойствия к ярости, от боли – к удовольствию и от задумчивости – к просветлению, – вот то, что притягивает внимание автора. Действительно, когда фриз сцены практически не содержит декораций, а визуальность спектакля держится на проекциях и видеоряде, полноправными центрами зрительского внимания становятся физиогномика актеров, их голос и жесты.
В проекте из восьми кадров, собранных в единую фотографическую группу представлены два приёма воздействия мультиэкспозиции на зрителя. Первый – это репликация действий одного героя для привлечения более пристального внимания к фазам этого движения. Это замедление взгляда, которое может напоминать покадровую склейку и делать заметными неочевидные вещи. Второй приём – наложение и совмещение двух героев в едином пространстве кадра. Он напрямую связан с механикой самого спектакля, когда диалог на сцене становится средой, объединяющей персонажей. Здесь автор в буквальном смысле использует двойную экспозицию и транслирует то самое объединение через визуальное наложение. Оба приема от части разрушают привычное пространство кадра, мистифицируют фотографическую плоскость, а погружающий черный, практически доведенный до полного монохрома фон помогает домыслить другие фазы и жесты героев.
«Двойная экспозиция» Виля Равилова поможет вам увидеть неочевидный эфир, который присутствует в этом спектакле. Вы можете воспользоваться методом как игрой – попробовать представить, кого и как вы бы объединили в двойной экспозиции?
Анна Галеева,
куратор и искусствовед в области современного искусства,
куратор фестиваля «Контрольные отпечатки»